вторник, 2 августа 2016 г.

"Остров сокровищ" Р.Л. Стивенсона

Бурков Павел и Платонова Екатерина,
ученики 8-го класса МОУ Коломенской СОШ


Книга «Остров сокровищ» была выбрана для сравнения с фильмом, поскольку она написана в приключенческом жанре и представляет большую ценность,  как для детей, так и для взрослых. И книга, и фильм показывают лучшие черты человека, такие как: храбрость, отважность, доброту и отзывчивость.
 Роберт Льюис Стивенсон - английский писатель шотландского происхождения, крупнейшая фигура национального неоромантизма, признанный мастер приключенческого жанра, поэт - родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 г. Его отец был потомственным инженером, мать - представительницей старинного рода. Перенесенное в раннем детстве заболевание бронхов значительно сократило продолжительность жизни Стивенсона.
Первое опубликованное произведение Стивенсона относится к 1866 г.; Роберт Льюис написал его еще подростком и напечатал за деньги отца. Это был исторический очерк «Пентландское восстание». Образование Стивенсон получал в Эдинбургской академии, с 1871 по 1875 г. - в Эдинбургском университете, на юридическом факультете. Получив по окончании учебного заведения диплом адвоката, он, тем не менее, не стал заниматься практической деятельностью на поприще юриспруденции, а увлекся литературой.  Первым произведением взрослого Стивенсона стала серия очерков под названием «Путешествие внутрь страны». В 1882 г. вышли его «Этюды о хорошо знакомых людях и книгах». Жанр очерков, эссе, очень модный и популярный в его время, он не оставлял больше никогда, хотя известность ему принесли произведения совсем другого рода.
В 1880 г. у Стивенсона обнаружили туберкулез, что заставило его переехать в более благоприятный для организма климат. Побывав в Южной Франции, Швейцарии, Англии, в Америке, Стивенсон с семьей совершил путешествия по югу Тихого океана - и для того, чтобы поправить здоровье, и для сбора материалов для очередных очерков. Побыв на Маркизских островах, Таити, Гавайях, в Австралии, они приняли решение надолго поселиться на Самоа.
Здешний климат оказался целительным для Стивенсона, во всяком случае, произведения, принесшие ему мировую известность и сделавшие его классиком жанра, были написаны именно здесь. В 1883 г. появился роман «Остров сокровищ» - признанный шедевр приключенческой литературы.  В 1893 г. вышел сборник рассказов под названием «Вечерние беседы на острове». Выходили и из-под его пера и стихотворные сборники - «Детский цветник стихов» , «Баллады» . Очень многообещающий, по мнению исследователей, последний роман Стивенсона «Уир Гермистон» остался недописанным. Смерть застала Роберта Льюиса Стивенсона в Полинезии, на острове Уплоу 3 декабря 1894 г. Точку в его биографии поставил инсульт. Жители острова, являвшиеся почитателями его таланта, устроили могилу на вершине горы.
В основу сценария фильма был положен сюжет именно романа Стивенсона «Остров сокровищ» («Treasure Island»), который с 1883 года и до сих пор пользуется неослабевающей популярностью, как у читателей, так и кинематографистов, нашедших для себя поистине золотое дно в истории о поисках драгоценностей, зарытых пиратами на далеком острове. В настоящее время известно около полусотни телевизионных, анимационных и кинофильмов, сюжет которых в той или иной степени основывается на   «Остров сокровищ».
 Режиссером советской картины 1982 года стал Владимир Воробьев.
Трехсерийная лента Владимира Воробьева считается самой точной экранизацией книги Стивенсона. Исключением можно назвать лишь те сцены, в которых авторы фильма решились отступить от текста романа для придания своей картине большей зрелищности.
Замысел постановки «Острова сокровищ» Владимир Воробьев, по его же собственным словам, вынашивал уже давно:
 «Идею рассказать с киноэкрана о судьбе мальчишки, главного героя нашего фильма Джима Хокинса, признаюсь честно, я вынашивал с самого детства, с того момента, когда прочитал этот увлекательный роман».
Повествование ведется от лица Джима,
который и рассказывает о своём нелегком путешествии. Как однажды в трактир, принадлежащий отцу мальчика, заселился необычный постоялец, как они с матерью спасали совершенно непонятные им документы этого человека, как этот мальчик с доктором Ливси отважились на поиски сокровищ. Не подозревая ничего опасного, адмирал нанимает на корабль шайку пиратов. По прибытию на остров, всё проясняется, и положительные герои узнают страшную тайну, благодаря всё тому же мальчишке Джиму. Вообще Хоккинс в фильме такой забавный и смешной и  вместе с тем очень храбрый. Затем и те, и другие понимают, что друг без друга им не выбраться с острова. На острове происходит много невероятных вещей: встречается человек, проживающий  на острове уже долгое время, погибает несколько человек, и в конце всё встаёт на свои места. Добро побеждает зло.
Джим Хокинс – персонаж, безусловно, положительный. Он наделен лучшими качествами, присущими молодому человеку его возраста. Юноша отважен, предприимчив, смел и любознателен.
Он предан своим товарищам и готов рискнуть ради общего блага. Вместе с тем Джима никак нельзя назвать безрассудно храбрым. Напротив, он весьма осторожен: если решается на какое-то опасное и рискованное предприятие, то вначале тщательно обдумывает свои действия, что и приводит к успеху. Трудная жизнь
многому его научила. Джим Хокинс помогал своей матери содержать трактир и поэтому с детства привык к суровым будням. Забота о матери рано пробудила в нем чувство ответственности и осмотрительности, которые впоследствии так ему пригодились в тех приключениях и испытаниях, которые выпали на его долю.
 Джим Хокинс очень дружелюбен и общителен. Поэтому неудивительно, что он сразу вызывает симпатию у своих новых знакомых, и даже свирепый пират Сильвер относится к нему дружелюбно, защищая мальчика от мести своих страшных сообщников. (слайд 5)
Сильвер в книге он показан страшным, задавшийся целью завладеть картой, а с ее помощью сокровищами Флинта, закопанными на необитаемом острове в Карибском море. Нанявшись в качестве судового повара на шхуну «Испаньола», купленную друзьями рассказчика - юного сына трактирщика Джима Хокинса, с тем чтобы на ней отправиться на остров сокровищ, Сильвер возглавляет бунт на корабле. Его попытка присвоить сокровища терпит провал после смертельной схватки на острове пиратов с Джимом Хокинсом и его друзьями, однако ему удается скрыться с украденной частью богатств в одном из портов на пути домой. Он - самый, пожалуй, красочный персонаж этого романа.  Сначала на протяжении всей первой части его появлению предшествует нагнетание атмосферы страха вокруг его фигуры. Затем, после его появления, он обрисовывается как хитрый, коварный человек, великолепно умеющий вводить окружающих в заблуждение относительно своего истинного лица и своих планов. Он обладает силой убеждения, умеет резко менять стиль поведения в зависимости от меняющихся обстоятельств,  это «проворный убийца» «умен, находчив и ловок».
А  в фильме он не страшный, а  хитрый (слайд7). В книге Сильвер прихватывает немного сокровищ и убегает, а в фильме он случайно погибает. (слайд 8).
 Дэвид Ливси, по роду занятий действительно доктор, отправился в экспедицию как судовой врач. Изящный, щегольски одетый, хорошо воспитан, в белоснежном парике. Человек железной
выдержки и воли, полный благородства. Участник сражения с французами при Фонтенуа в кампании 1745 г. Помимо работы доктора, в миру, т.е. до экспедиции и после, возлагал еще на себя и обязанности магистрата – местного судьи. Посещал таверну Адмирал Бенбоу, где лечил отца Джима, там же пускал кровь пьяному драчуну Билли Бонсу после его первого удара.
 Это к доктору отправился Джим с холщевым пакетом Бонса, в котором находилась карта Острова. А капитан Александр Смоллетт, военно-  морская косточка, любитель порядка и дисциплины, человек железной логики и целеустремленности. Конечно, сквайр поступил с ним вначале неправильно – о цели путешествия Смоллетт узнает от низших чинов своей же команды. По морским законам – дело неслыханное. Это Смоллетт заставил перенести оружие с носа корабля поближе к каютам – мера на тот момент чисто превентивная на случай возможного мятежа, но себя оправдавшая. Только железная логика доктора удержала сквайра от первоначального желания дать капитану расчет, поскольку капитан с первой же встречи со сквайром, владельцем шхуны, самочинно возложившим на себя звание адмирала, проявил несгибаемую волю. Но по ходу путешествия сквайр раскаялся в своей вспыльчивости и по достоинству оценил капитана.
Сквайр Трелони  по книге он- местный помещик, человек состоятельный, загоревшийся идей поднять клад и оплативший все расходы экспедиции, отличнейший стрелок, романтик дальних странствий. Ведь  это он из черпающей перегруженными бортами воду шлюпки стрелял в Израэля Хендса, лучшего флинтова канонира, когда тот наводил на них пушку. Другое дело, что во время выстрела Хендс случайно нагнулся, и пуля, пролетев через то, место, где только что была хендсова голова, попала в другого пирата. Но каков выстрел, какое хладнокровие! По поводу любых событиях сквайр выказывал чрезмерную восторженность, зачастую переходившую в излишнюю  доверчивость. Это сквайр через своего друга Блендли купил и подготовил к отплытию прекраснейшую шхуну Испаньолу – 200 тонн, легкую на ходу и отзывчивую в управлении, слушающуюся руля, как добродетельная жена своего мужа. Правда, злые языки роптали, что Блендли "втюхал" шхуну своему другу втридорога. Но корабль того стоил. Это сквайр начал набирать команду, понял, что дело это для него очень трудоемкое, и, случайно встретив Сильвера (несомненно, это сам Сильвер эту встречу и организовал), попал под очарование последнего. В результате Сильвер сделал милость, взяв на себя тяжкий труд по вербовке людей, а фактически набрал головорезов из своей прежней шайки, разве что пришлось дать под зад Черному Псу, который засветился, поскольку был опознан Джимом под вывеской трактира "Подзорная труба". Сквайр же весь отдался ожиданиям захватывающего путешествия, вдаль рвалась душа, засидевшаяся у себя в имении. Он даже закончил свое письмо доктору и Джиму восторженными словами:  "Море ждет! К черту сокровища! Величие волн – вот что для меня сейчас самое главное".
Прочитав книгу и просмотрев фильм можно прийти к выводу, что не смотря на то что книга была написана в 19 веке, а фильм снят в 20-м веке, они до сих пор представляют литературную ценность для людей всех возрастов.




Список литературы
Источники:
Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ. М.: Махаон, 2015. 242 с.
Интернет-ресурсы:
  1. LitHelper [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lit-helper.com/ (дата обращения 21.03.2017).
  2. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9B%D0%B8%D0%B2%D1%81%D0%B8 (дата обращения 21.03.2017).
  3. Знания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://znanija.com/task/6671497 (дата обращения 22.03.2017).
  4. Bookmix [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookmix.ru/discussion.phtml?id=2232844 (дата обращения 22.03.2017).
  5. Афоризмы великих людей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wisdoms.ru./avt/b228.html (дата обращения 22.03.2017). 

7 комментариев:

  1. Добрый вечер! Нам представлена интересное сравнение романа и экранизации романа "Остров сокровищ". Однако осталось не очень понятным, что отличает роман от экранизации или они являются повторением друг друга?

    ОтветитьУдалить
  2. Интересная работа описательного характера.
    Авторы много места уделяют сравнению характеров главных героев книги и фильма, но не освещают сходства и различия сюжетов этих произведений.

    ОтветитьУдалить
  3. Очевидно, авторы работы хорошо знают героев и любят роман. Однако, следовало бы уделить большее внимание сравнению романа и его экранизации.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за интересную работу. Понравилось то, что авторы уделяют внимание чертам характера героев, делая акцент на причинах, повлиявших на их формирование.

    ОтветитьУдалить