пятница, 1 июля 2016 г.

«Оливер Твист»: читать или смотреть?

Тихомиров Александр,
ученик 7-го класса
МОУ Черкизовской СОШ

I.                  Вводная часть.
 В  этом  году  исполняется   205 лет со дня рождения выдающегося английского писателя Чарльза Джона Хаффема  Диккенса. Сейчас, в 21 веке, произведения этого автора читаются с большим  интересом, экранизируются, и иллюстрируются.  

Цель   исследования.
Сравнить книгу «Приключения Оливера Твиста»  и экранизации  .

Задачи исследования.

1.     Отобрать  основную информацию о Чарльза Диккенса и его романе «Оливер Твист»
2.     Найти сведения об иллюстрациях к роману.
3.     Найти доказательства отражения данного произведения в кино, мультипликации, иллюстрациях.
4.     Найти сведения о режиссёре Романе Полански и его фильме «Оливер Твист»
5.     Сравнить  текст романа Диккенса и фильм Романа Полански.
6.     Проанализировать полученные сведения.

Методы исследования.
a)     личная оценка
b)    личный взгляд на проблему
c)     теоретический анализ литературных источников по теме исследования
d)    синтез
e)     обобщение.

Практическая значимость работы.
Данная  работа может быть интересна как учителям, так и  учащимся, родителям. Всем,  кто интересуется английской литературой и  кинематографом.


Краткая  библиографическая справка.


Чарльз Диккенс (Рисунок №1)  -  (1812 – 1870гг..) один из самых знаменитых английских писателей. C 1832 года начинает писать беллетристические очерки о жизни и характерных типах Лондона, работает репортером газеты «Морнинг кроникл» («The Morning Chronicle»), публиковавшей репортажи о значительных событиях во всей Англии. В 1836 году очерки выходят отдельным изданием под названием «Очерки Боза» (Sketches by Boz). В этих произведениях уже виден талант начинающего автора; в них затронуты почти все дальнейшие диккенсовские мотивы: улицы Лондона, суды и адвокаты, тюрьмы, Рождество, парламент, политики, снобы, сочувствие бедным и угнетенным. 

«Оливер Твист», «Николас  Никльби», «Лавка древностей», «Холодный дом», «Большие надежды» – вот далеко не все известные романы знаменитого писателя. Диккенс был ярким публицистом, критиком, организатором и редактором многих периодических изданий

Краткое содержание романа «Оливер Твист»
Роман повествует о жизни мальчика по имени Оливер Твист в Англии. Не выдержав жестокого обращения, мальчик сбегает из приюта в поисках лучшей жизни. Мальчик попадает в компанию воров, но не желая воровать, опять убегает.  На пути ему встречается много добрых и благородных людей, которые желают его воспитывать. Но воры и грабители ведут за ним охоту - Оливер слишком много знает. Развязка у романа самая неожиданная, самым злым грабителем оказывается сводный брат Оливера.

Воплощение образа Оливера Твиста в кинематографе, мультипликации и мюзиклах.
Существует около двадцати экранизаций романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста». История о мальчике стала предметом неугасающего интереса кинорежиссеров.

Только в немом кино — целых девять экранизаций. Про Оливера Твиста снимали сериалы и полнометражные фильмы, телефильмы и мюзиклы. Кинорежиссер Роман Полански в своем обращении к этому сюжету дал повод для новой волны интереса к похождениям потомка знатной семьи в лондонских трущобах.

Вот только некоторый список произведений, которые были созданы по сюжету бессмертного романа Чарльза Диккенса.

·        Оливер! — мюзикл, 1960 (Уэст-Энд, Лондон), 1962 (Бродвей), 1984 (возобновление на Бродвее), 1994 (возобновление в Уэст-Энде), 2002 (Тур по Австралазии), 2003 (Таллин), 2009 (возобновление в Уэст-Энде), с декабря 2011 (тур по Великобритании)
·        Оливер! — фильм-мюзикл, поставленный по одноимённому мюзиклу, 1968 год
·        Оливер Твист — мультфильм, 1982 год
·        Оливер Твист — телесериал, 1999 год
·        Оливер Твист — фильм, 2005 год. Режиссёр — Роман  Полански

После прочтения….
Роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера  Твиста»  произвел на меня очень большое впечатление. Невозможно сказать, что, прочитав эту книгу,  а положил  её на полку с «лёгким сердцем». Невольно задумываешься о тяжелой жизни детей 19-го века, сравниваешь ее  с современным  укадом  нашей   современной  жизни, с её удобствами и благами.   На мой взгляд,  те ужасы  жизни в работном доме, какие описал автор в романе,  сейчас можно сравнить не  только с пребыванием в тюрьме, где всё-таки заключённые находятся ограниченный срок  с целью искупления вины за  совершённые преступления , а с пребыванием в «концлагере, который предназначен для физического истребления ни в чем не повинных людей», как пишет исследователь творчества Диккенса Кохно Н.В.

Взгляд режиссёра.

Долго размышляв об этом,  я решил посмотреть художественный фильм режиссёра Романа Полански «Оливер Твист», снятом  в 2005 году. Мне хотелось посмотреть взгляд современного режиссёра на эту проблему. Роман  Полански  считается  одним из  великих  режиссеров  из ныне живущих,  который до сих пор продолжает работать. Это человек  очень  яркой и в то же время трагической судьбы,  он  прославился в большей части  мрачными триллерами.  Когда Полански взялся за постановку «Оливера Твиста»,  многие любители кино  с большим интересом  ожидали окончания работы над этим фильмом. Результат превзошел все ожидания.  Экранизацию Романа Полански называют лучшей, учитывая, что  их было уже не менее двадцати.

О съемках.
Как  говорят современные  журналы, "Оливер Твист" стал самым дорогостоящим фильмом Романа Полански за всю его пятидесятилетнюю карьеру в кино. Бюджет картины составил 50 млн. евро. «Съемки проходили преимущественно в Праге, где сохранилось много старинных зданий, а гигантский макет Лондона 19-го столетия выстроили на студии Баррандов». 

Есть сведения, что для сцен обучения детей ремеслу карманников  был  приглашён  профессиональный фокусник. Полански даже снял свою дочь Морган  в  небольшой роли  дочери фермера. 

Роман Полански сам писал сценарий  для фильма, но чтобы  уложиться в экранное время, ему пришлось  «отрезать » все побочные линии. Несмотря на это режиссеру удалось сохранить  главную идею и  суть  произведения. 


Актёры.

Бен Кингсли в очередной раз продемонстрировал блестящую актерскую работу, в новой экранизации представлено совершенно иное видение роли Феджина: не изменяя его сюжетной линии и реплик, создатели переосмыслили образ наставника юных карманников. Впрочем, Барни Кларк играет на удивление впечатляюще для двенадцатилетнего мальчика: пожалуй, он создал самый выразительный образ Оливера Твиста. 
Все актеры учились  говорить с  так называемым  "британским" акцентом, характерным для 19-го века (чего, увы, российский зритель оценить не сможет, но ради этого стоит посмотреть фильм на языке оригинала).


Параллели с детством режиссёра.

… В «Оливере Твисте» также присутствуют биографические нотки. Когда окончилась война, Роман сбежал от прятавших его польских крестьян в родной Краков, где скитался по улицам и голодал, ожидая возвращения родителей. Так что судьба маленького бродяжки Оливера режиссеру близка. Он и не скрывает: «В фильме есть отдельные параллели с моим детством, вернее, тем, через что мне довелось пройти. Это помогло мне в съемках отдельных сцен. Какие-то моменты фильма мне очень напоминали мое собственное прошлое. Я старался не думать об этом, но когда мы снимали, я просто автоматически строил сцены, которые всплывали из прошлого».

Почему именно Диккенс?

По мнению многих кинокритиков,   Полански  смягчил  действие, происходящее на экране. Например, смерть доброй  «заблудшей» девушки Нэнси (Лиэнн Роу) от рук бандита Сайкса (Джейми Форман) вынесена за кадр, хотя в романе Диккенса она описана очень подробно. Любители  творчества    Романа Полански  отмечают, что это очень значимый штрих в его творческой деятельности, ведь обычно он делал свои экранизации более драматичными,  кровавыми и  жестокими, нежели книга-первоисточник.

На мой взгляд,  режиссер изложил события романа Диккенса более мягко потому, что создавал этот фильм для своих детей. А ведь он  сам так и говорил: «Я «задолжал» моим детям фильм, потому что они всегда очень интересовались моей работой. Поэтому я стал искать какую-либо историю о детях», — говорит Полански.  «Я хотел сделать этот фильм для своих собственных детей. Я каждый вечер читаю им сказки на ночь, я знаю, что занимает их, что именно они думают о том или ином персонаже. При создании «Оливера Твиста» я, прежде всего, хотел не разочаровать их». «Диккенс всегда завораживал меня, когда я был ребенком, и я люблю ту эпоху, как в литературе, так и воссозданную в кино», — так объясняет сам Полански свой выбор.

Читать или смотреть?

Читая роман Чарльза Диккенса «Оливер Твист» я волновался за судьбу главного героя, сопереживал его невзгодам и радостям. На последних страницах романа есть некоторый налет грусти, хотя жизнь Оливера наладилась, он обрел свой дом и любящую семью. Я очень рад, что именно так закончился роман,  и Оливер не поддался влиянию той ужасной среды, в которой ему приходилось жить по воле судьбы.

Роман написан таким образом, что  читатель как-бы погружается в атмосферу 19 века, этому способствуют и  описания  обстановки,  быта того времени. Чарльз Диккенс  изобразил лондонское преступное  общество. Он считал его неотъемлемой частью тогдашней столичной жизни. Главная идея произведения – показать, что душа ребёнка изначально не склонна к преступлению, он просто жертва того времени.

Фильм «Оливер Твист»  Романа Полански я посмотрел с большим удовольствием и считаю, что это очень удачная экранизация романа Диккенса.

Но всё же,  кино — это жанр действия, а не рассуждения.  Мысли, переживания героя передать всегда труднее, чем его поступки.

Экранизация - это то , что видит , чувствует и хочет показать режиссёра прочтение книги -  полёт  для фантазии и  образного мышления самого читателя. 

III.Библиографический список:

1.     Диккенс Ч.Приключения Оливера Твиста: Роман/ Пер. с англ. А. Кривцовой. – М.: Худож. Лит., 1986.-335с.
2.     Современная Школьная Энциклопедия ( Мировая Литература 19-20 веков) - энциклопедия
3.     http://seance.ru/n/41-42/child-as-adult/oliver-tvist/ -журнал «Сеанс»
4.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Приключения_Оливера_Твиста- «Оливер Твист»
5.     http://illustrators.ru/illustrations/40728- иллюстрации Федора Ионина  2008
6.     http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%EA%EA%E5%ED%F1,_%D7%E0%F0%EB%FC%E7 – биография Чарльза Диккенса



3 комментария:

  1. Добрый вечер! Хорошая работа. А где можно посмотреть картинки, на которые есть ссылки в тексте? Все же интересно было бы узнать Ваше мнение о героях романа/фильма, а также о произведении и его экранизации.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интересную работу! Удивительно, что существует более 20 экранизаций романа, а автор выбрал именно современную постановку! Работа включает в себя и цель исследования, и задачи, которые вы решали для достижения этой цели. Однако, хотелось бы увидеть вашу личную оценку героев романа, ваше отношение к ним, и выводы, которые можно сделать после прочтения книги и просмотра ее экранизации. Дальнейших успехов в научно-исследовательской работе!

    ОтветитьУдалить
  3. Работа интересная, но больше про фильм и историю его создания.
    К сожалению, к сравнению романа и фильма автор так и не приступил.

    ОтветитьУдалить